НОВЫЙ САЙТ МХГ


Мониторинг

Мониторинг в переводе на русский язык означает "отслеживание". В международной практике в это понятие вкладывается не просто отслеживание определенных процессов, но отслеживание и предание их гласности с целью стимуляции общественности и властных структур на устранение выявленных мониторингом недостатков и пороков. Очевидно, что мониторинг крайне важен для правозащитной деятельности. Правозащитные организации в любой стране, едва окрепнув, ведут мониторинг соблюдения прав человека.

В российском правозащитном движении первая заявка на мониторинг была сделана в мае 1976 г. Общественной группой содействия выполнению хельсинкских соглашений в СССР (МХГ). В декларации о создании группы цель ее деятельности определялась так: информировать общественность и главы правительств стран, подписавших хельсинкские соглашения, о нарушении гуманитарных статей этих соглашений в Советском Союзе с тем, чтобы добиться устранения нарушений.

В 195-ти документах МХГ, выпущенных с 1976 по 1982 гг., были зафиксированы такие нарушения гуманитарных статей хельсинкских соглашений, как изъятие детей у религиозных родителей, психиатрические репрессии, препятствование эмиграции с целью воссоединения семей, антигуманное обращение с "узниками совести" и многие другие.

Нарушения советским правительством гуманитарных статей хельсинкских соглашений предавались гласности, и это мобилизовало общественность и правительства демократических стран, партнеров СССР по хельсинкским соглашениям, на предъявление советскому правительству требований соблюдать хельсинкские соглашения в полном объеме, включая гуманитарные статьи.

В первые годы после своего воссоздания в 1989 г. МХГ не осуществляла мониторинговых проектов, развивая другие направления деятельности.

Естественно, мониторинг всегда оставался в числе приоритетов правозащитного движения в России. В первой половине 1990-х годов было проведено значительное число тематических и локальных исследований ситуации с соблюдением прав человека, но мониторинга по всему спектру прав человека не велось. Системный мониторинг на всей территории Российской Федерации до самого последнего времени оставался непосильной задачей.

МХГ вновь обратилась к отслеживанию ситуации с правами человека в 1997 г. После того, как было налажено взаимодействие с первыми региональными организациями, МХГ предложила своим партнерам совместно осуществлять мониторинг соблюдения прав человека.

Проведение мониторинга стало хорошей основой для развития связей между МХГ и региональными правозащитными организациями и, кроме того, чрезвычайно актуальной задачей в рамках российского правозащитного движения. В России, где каждый регион по площади сравним со средним европейским государством, а различия между ними по многим параметрам, в т.ч. по соблюдению прав человека, иной раз больше, чем между европейскими странами, только совместная работа правозащитников в центре и субъектах РФ может дать наиболее полную и объективную картину о ситуации с правами человека.

МХГ взялась за решение этой проблемы, поставив перед собой цель организовать проведение мониторинга на всей территории России. На сегодняшний день МХГ с этой задачей справилась. Для этого потребовалось четыре года интенсивной работы, готовность к сотрудничеству и активное участие правозащитников в регионах РФ, а также поддержка российского правозащитного сообщества.

Хроника создания общероссийской сети правозащитных организаций и проведения общероссийского мониторинга ситуации с правами человека:

  • 1997. Начинается пилотный проект по проведению мониторинга в пяти регионах РФ.
  • 1998. МХГ начинает реализацию трехлетнего проекта "Мониторинг прав человека в России". В первый год мониторинг проводится в 30 регионах. На основе собранных материалов выходит первый доклад "О положении с правами человека в РФ".
  • 1999. К мониторингу присоединяются правозащитные организации из 30 новых регионов, мониторинг охватывает две трети субъектов РФ.
  • 2000. Сеть правозащитных организаций пополняется за счет представителей оставшихся 29 регионов России. Впервые в истории российского правозащитного движения мониторинг ситуации с правами человека охватывает всю территорию страны.

Общероссийский мониторинг в области прав человека стал возможен благодаря модели, предложенной МХГ. Отслеживание ситуации с правами человека происходит объединенными усилиями московской и региональных правозащитных организаций. Московской организации отводится роль координатора, разработчика единой методологической базы мониторинга, составителя общероссийского доклада о положении с правами человека. Местные организации проводят мониторинг в своих регионах и составляют на его основе региональные доклады о положении с правами человека.

К 2001 г. сформировалась постоянно действующая сеть правозащитных организаций, имеющая опыт проведения правозащитного мониторинга. Возникла практика представления региональными правозащитными организациями докладов о ситуации с правами человека в своих регионах. МХГ с 1999 г. ежегодно выпускает доклад «О положении с правами человека в Российской Федерации».

C 1999 г., кроме мониторинга, охватывающего весь спектр прав человека, МХГ начинает проведение тематических исследований по отдельным группам прав человека.

Общероссийский доклад и доклады о положении с правами человека в отдельных регионах распространяются через местные, общероссийские и зарубежные СМИ; рассылаются во властные структуры в регионах и на федеральном уровне, а также в государствах – партнерах России по ОБСЕ и Совету Европы. Кроме того, доклады поступают в библиотеки, научные учреждения, учебные заведения и общественные организации, интересующиеся проблемами прав человека.


Проекты МХГ по проведению мониторинга:


  • Мониторинг проявлений религиозной ксенофобии и нетерпимости в регионах Российской Федерации

  • Мониторинг ситуации с реализацией права на свободу ассоциаций в современной России (мониторинг правоприменительной практики внесенных в ФЗ «Об общественных объединениях в РФ» изменений)

  • Мониторинг соблюдения прав военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

  • Предотвращение распространения ВИЧ/СПИД: мониторинг ситуации с соблюдением прав лиц, живущих с ВИЧ/СПИД

  • Произвол правоохранительных органов – практики и первопричины

  • Мониторинг соблюдения прав заключенных

  • Исследование положения женщин в Центральной и Юго-Восточной Европе и новых независимых государствах

  • Мониторинг прав человека в России

  • Мониторинг ситуации с дискриминацией женщин в России

  • Мониторинг шпиономании в РФ

  • Предотвращение пыток: поддержка реабилитации жертв пыток

  • Сеть правозащитного мониторинга в РФ

  • Система общественного контроля парламентских выборов 1999 г.

  • Содействие независимому мониторингу прав человека: Россия


Наша кнопка    Rambler's Top100 Яндекс цитирования